
В этой статье я рассматриваю удобные и правильные решения для фильтров на примере приложений Skyscanner и Aviasales. Приложения предназначены для поиска авиабилетов. Я запускаю их на планшете.
Фильтры Skyscanner реализованы правильно с точки зрения юзабилити, а фильтры Aviasales содержат недоработки.
Skyscanner
Базовые вопросы о фильтрах, на мой взгляд, следующие:
- Панель фильтров легко или всегда доступна?
- Текущее состояние фильтров отображено на экране?
- В любой момент можно отменить фильтры?
В Skyscanner ответ на эти вопросы «Да».
- Да, панель фильтров отображается внизу экрана
- Да, активные фильтры отмечены галочками
- Да, кнопка отмены фильтров находится рядом на панели.

Зеленая «Галочка» для активного фильтра – это заметный, но не привлекающий лишнего внимания способ.
При нажатии на иконку фильтра открывается определенный раздел фильтра.
Я выделила следующие вопросы о разделах фильтра:
- Насколько логично фильтр разбит на разделы?
- Насколько легко ориентироваться и перемещаться между разделами фильтра?

Слой с параметрами фильтров
Фильтр разбит на пять небольших разделов. Каждый раз отображается только один раздел фильтра, поэтому фильтр не перегружает экран информацией, занимает не очень много места и воспринимается простым в управлении.
При выборе одного раздела фильтра легко переключиться на другой раздел, так как настройки фильтров находятся в соседних вкладках.
Кнопка «SAVE» находится не в самом удобном месте. Пользователь просматривает сверху вниз слой с выбором параметров, а затем он вынужден вернуться наверх, чтобы сохранить. В момент, когда пользователь нажимает на «SAVE», он закрывает рукой слой с выбором параметров.
Aviasales
Чтобы воспользоваться дополнительными опциями (фильтр, сортировка), нужно нажать на кнопку в левом нижнем углу, из которой всплывет кнопка фильтра. На мой взгляд, такой сложный вызов фильтра и невидимость его на экране – это основная проблема фильтра в Aviasales.
Вспоминая вопросы выше, ответ будет:
Нет, панель фильтров скрыта. Чтобы открыть фильтр, нужно сначала нажать на специальную кнопку опций, и затем выбрать появившуюся кнопку «Фильтры». Это уменьшает доступность фильтра.
Нет, текущее состояние фильтра не отображено. Если какие-то из фильтров применены, пользователь этого не увидит. Поэтому пользователь может забыть, какие именно фильтры он применил или что он вообще использует фильтры.
Нет, чтобы отменить фильтры, нужно добраться до скрытой панели фильтров и на ней найти кнопку отмены.


Рассмотрю реализацию разделов фильтра. При нажатии на иконку фильтра, справа открывается панель фильтров. Все разделы фильтра отображены в виде списка.
Это решение имеет недостатки по сравнению с решением Skyscanner «отображать разделы во вкладках».
Это решение имеет недостатки по сравнению с решением Skyscanner «отображать разделы во вкладках».
Одновременно отображаются все фильтры, которые поместились на экран. Поэтому создается впечатление, что фильтров много и они сложные.
Нельзя быстро попасть в определенный раздел фильтров. Чтобы просмотреть нужный фильтр, приходится прокручивать полосу фильтров.
Рассмотрю отдельные элементы фильтра:

[1] В приложении есть фильтр «Время прибытия», который редко используется. Обычно фильтра «Время отправления» достаточно. Лишний фильтр занимает лишнее пространство.
При этом фильтр «Время прибытия» не согласован с фильтром «Время отправления». Пользователь может ввести утреннее время отправления и вечернее время прибытия и получить нулевой результат.[2] Слайдер времени перемещается с шагом в 1 минуту, поэтому им неудобно пользоваться. Аналогичный слайдер в Skyscanner позволяет двигать ползунок с шагом в 1 час. Пользователю достаточно точности в 1 час, и управлять таким слайдером намного проще.
[3] В фильтре «Время отправления» присутствуют кнопки «Утро», «День», «Вечер». Они позволяют быстрее выбрать промежуток времени.
[4] Некоторые параметры фильтра правильнее делать в виде чекбоксов, а не слайдеров, например, «Количество пересадок».
[5] При выборе параметров фильтра в реальном времени отображается количество доступных рейсов.
[6] Я вижу несогласованность фильтров. Если выбрано 0 пересадок, в фильтре все равно отображается параметр «Длительность пересадок» и «Аэропорты пересадок». Эти ненужные фильтры занимают место и усложняют общее восприятие фильтров. В примере отображается 41 аэропорт вместо 6!

Несогласованность фильтров о пересадках в Aviasales
Хорошие решения на примере Skyscanner: фильтры легко доступны и легко могут быть отменены. Текущее состояние активности фильтров отображается на экране. Фильтры разбиты на небольшие разделы (вкладки), которыми удобно пользоваться и между которыми можно быстро перемещаться. Нет лишних фильтров, для каждого фильтра выбрано правильное представление (чекбоксы или слайдеры).
Плохие решения на примере Aviasales: фильтры скрыты по умолчанию, кнопка вызова фильтров скрыта. При отображении фильтры показываются в виде длинного списка, в котором сложно ориентироваться. Имеются редко используемые фильтры. Некоторые фильтры логически связаны между собой, но в приложении эта связь не реализована. Некоторые фильтры имеют неудобное представление (слайдер вместо радиобаттона).
Я не говорю, что «правильное решение» фильтров от Skyscanner подойдет любому приложению или сайту. Но эти рассуждения могут быть полезными при реализации Вашего фильтра!
Связанные статьи

Эмоции против простоты и эффективности
Эта статья о первых 2 минутах работы со Skyscanner и Aviasales. О том, что эмоции перевешивают простой лаконичный дизайн.
No comments:
Post a Comment